национализм и религгиозные войны
Религиозно-политические искания радикальной части татарского национального движения и внешний фактор
Яна Амелина
В настоящее время в татарском национальном движении [1], которое в конце восьмидесятых-начале девяностых годов прошлого века представляло собой серьезную политическую силу, укрепляется исламистская и ослабляется собственно националистическая составляющая.
Этот процесс, ведущий к постепенному переформатированию ситуации не только в Татарстане, но и во всем Поволжье, стал особенно заметен в последние полтора-два года. Во многом это связано с внутриполитическими изменениями в республике, в частности, происшедшей 25 марта 2010 г. сменой руководившего Республикой Татарстан (РТ) двадцать лет национально-ориентированного президента Минтимера Шаймиева на равнодушного к национальной проблематике технократа и «эффективного менеджера» Рустама Минниханова. Немаловажную роль играет также и нарастающий внешний фактор. Последний проявляется в значительном усилении интереса к Татарстану со стороны кавказских радикальных исламистов, а также представителей западных информационно-аналитических и разведывательных структур.
Тенденции последних лет показывают, что сепаратистский потенциал радикальной части татарского национального движения будет, как и последние пятнадцать лет, неуклонно снижаться, тогда как опасность исламского радикализма сохранит и даже усилит свою актуальность. В связи с этим данная проблема неизбежно будет оставаться в зоне пристального внимания как государственных структур и правоохранительных органов, так и экспертного сообщества.
В конце 2010 – начале 2011 гг. в Татарстане, ранее достаточно редко фигурировавшем в сводках преступлений, связанных с религиозным экстремизмом, произошел ряд событий, показавших уязвимость республики, одним из признанных достижений которой является межконфессиональный мир. 25 ноября 2010 г. в результате спецоперации в Нурлатском районе РТ были уничтожены трое исламистов, двумя неделями ранее пытавшихся подорвать автомобиль начальника чистопольского подразделения Центра противодействия экстремизму МВД по РТ. Одним из них (что заставляет провести напрашивающуюся параллель с ситуацией в Дагестане, где в ряды исламских боевиков все чаще вступают сыновья высокопоставленных родителей) оказался принявший ислам кряшен, сын бывшего прокурора Чистополя Руслан Спиридонов.
Экстремисты, вооруженные автоматами и гранатометами, располагавшие большим количеством патронов, оказали сотрудникам правоохранительных органов ожесточенное сопротивление. Позднее выяснилось, что группа радикалов не ограничивалась тройкой ликвидированных. В своей деятельности они руководствовались эклектичной исламистской идеологией, включающей элементы как ваххабитского учения, так и запрещенной в России партии «Хизб ут-Тахрир» [2].
«Нурлатские события» привлекли пристальное внимание федерального центра, и, несмотря на первоначальное намерение республиканского руководства, замолчать происшедшее не удалось. 13 января 2011 г. глава Духовного управления мусульман Республики Татарстан, муфтий РТ Гусман хазрат Исхаков заявил о «добровольной» отставке, главной причиной которой стала его явно не достаточная реакция на наличие в республике вооруженного исламистского подполья и сам факт допущения такой ситуации [3].
За этим последовала крайне напряженная двухмесячная кампания по выборам нового муфтия. Идейные соратники уничтоженных джихадистов и «сочувствующие» им пытались навязать республиканской умме устраивающую их кандидатуру главы ДУМ, однако потерпели фиаско [4]. 13 апреля 2011 г. внеочередной съезд мусульман РТ подавляющим большинством голосов избрал на эту должность бывшего первого заместителя муфтия, имама казанской мечети «Булгар» Илдуса хазрата Файзова [5]. Еще будучи и.о.муфтия, он не побоялся начать решительную кадровую чистку, убирая исламистов из медресе и мечетей. Это вызвало нервную реакцию салафитизированной части татарстанского исламского сообщества, обвинившей Файзова в «преследовании мусульман» и «тотальной зачистке исламского поля Татарстана от грамотных имамов, получивших серьезное образование и имеющих наработанный годами службы исламу авторитет» [6].
Голословные обвинения не имели эффекта и не привели, как настойчиво уверяли исламисты, к расколу уммы. В то же время эти события ясно показали, что традиционный татарский интеллектуальный «мягкий ислам» ханафитского мазхаба (религиозно-правовой школы имама Абу Ханифы) отчасти сдает позиции привносимым извне примитивно-радикальным фундаменталистским версиям ислама. Попытки интеллектуалов (в частности, бывшего советника президента РТ по внутренней политике Рафаэля Хакимова) представить в качестве альтернативы исламизму собственную версию ислама-light ( «евроислама») не увенчались успехом, поскольку не были поняты и поддержаны ни исламской интеллигенцией, ни рядовыми мусульманами.
13 Комментариев
Рекомендуемые комментарии