Перед призывом | Николай Александров

Всем памятно это странное, щемящее чувство накануне выпуска. Конечно, каждым оно переживается по-разному. Для одних окончание школы - это освобождение, ощущение наступившей свободы. Для других - остро переживаемое чувство утраты. На самом деле вне зависимости от того, какие именно эмоции связаны с годами, проведенными в школе, каковы бы ни были отношения с учителями и одноклассниками, предвыпускное томление в основе своей всеми переживается одинаково. В нем сливаются странное осознание утраты - хотя бы связанной с завершением целого жизненного периода (даже если учеба в школе была не в радость) - и предчувствие абсолютно нового существования.

Школа - инициация. Это понятно. Дальше - уже точно взрослая жизнь и иная степень ответственности.

Да, и плюс к тому - абсолютно непроясненное сознание и душевная смута. Весь личностный состав перестраивается, а всякая метаморфоза болезненна. Болезненна сама по себе, даже без привнесения внешних, социальных обстоятельств. Хотя обстоятельства эти известны.

Взгляд в будущее любого выпускника-мужчины упирается в перспективу двух возможностей: переход из школьного класса в студенческую аудиторию или же переход в армейскую казарму. Для того чтобы стать студентом - нужно пройти отбор. Для того чтобы стать солдатом - отбора проходить не надо. Студенчество связывается с вольной жизнью и свободой. Солдатская жизнь вызывает совсем другие ассоциации, и уж, во всяком случае, ни о какой воле здесь речь не идет. Проблема, кстати говоря, старая, актуальная и для девятнадцатого века. Армия - школа мужественности - вполне возможно, не буду спорить. Только школа весьма специфическая. Но в не меньшей степени это и противовес или противоположность свободной беспечности студенческого существования и способ эту свободу ограничить.

Не думаю, что нынешние выпускники и их родители с радостью восприняли известие о возможности продления срока весеннего призыва. Для очень многих это означает одно: провалил вступительные экзамены - и сразу оказался в армии. Еще вчера сидел за партой - а сегодня маршируешь на плацу. И это точно уже совершенно другая жизнь на целый год.

25 лет назад я преподавал в школе при МИФИ. Школа специально была создана для подготовки будущих студентов этого института. В ней учились только старше-классники (тогда это были девятый и десятый классы). Таким образом Московский инженерно-физический институт пытался решить свои проблемы, ну и проблемы отечественной науки соответственно. И вот как раз в ту пору, когда я выпускал свой класс, было принято очередное решение по поводу взаимоотношений студентов и армии. Касалось оно не всех вузов, но МИФИ коснулось. Поступив в институт и проучившись там год, студенты затем отправлялись в армию. Понятно, что из армии отнюдь не все вернулись в МИФИ. Понятно, что двухгодичный перерыв в учебе отнюдь не способствовал профессиональному и научному росту. Я это вспоминаю потому, что сегодня "инновации" и "модернизация" - актуальные и громко произносимые слова. Правда, не менее актуальной, нежели двадцать пять лет назад, остается проблема качества знаний. И вряд ли продление срока весеннего призыва способствует ее решению