Бесплатные телефонные консультации для призывников Москвы и Петербурга
Показано с 1 по 3 из 3

"Эти проекты бессмысленно править"


  1. #1
    Заблокирован

    Регистрация
    19.02.2009
    Адрес
    Ленинград
    Сообщений
    8,157
    Поблагодарить
    244
    Поблагодарили 727 раз(а) в 1,152 сообщениях
    Записей в дневнике
    160

    По умолчанию "Эти проекты бессмысленно править"

    Людмила Вахнина, член Совета Правозащитного центра "Мемориал": "Многие новации законопроектов "О воинской обязанности..." и "О военной службе..." – ухудшают положение призывников и солдат–"срочников".

    На сайте Минобороны размещены проекты федеральных законов "О воинской обязанности граждан Российской Федерации" (далее - законопроект "О воинской обязанности...") и "О военной службе Российской Федерации", переданные военным ведомством в Правительство РФ. Предполагается заменить ими законы "О воинской обязанности и военной службе" и "О статусе военнослужащих".

    Без сомнения, российское законодательство о военной службе нуждается в коренных изменениях, необходимых для модернизации Вооруженных сил. Однако большинство положений ныне действующих законов, вызывающих серьёзную критику, в законопроектах оставлены в неизменности, а многие новации ухудшают положение призывников и солдат – "срочников".

    Прежде всего, в законопроектах не нашли отражения обещания уже трёх российских президентов прекратить направлять в "горячие точки" военнослужащих по призыву.

    Указ президента Ельцина № 723 от 16 мая 1996 г., требовавший хотя бы их добровольного согласия на участие в боевых действиях в мирное время, осенью 1999 года утратил силу в соответствии с его же указом № 1366 от 15 октября 1999 года.

    Важнейшим положением, закрепленным в 2002 году в "Основах государственной политики РФ в области военного строительства на период до 2010 года", утвержденных вторым президентом РФ - В.В. Путиным, является определение функции призыва: он должен быть сохранен для подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов.

    В соответствии с этим и сам верховный главнокомандующий, и руководители разного ранга – его подчинённые неоднократно обещали прекратить отправку "срочников" в бой. Особенно убедительно прозвучали эти обещания во время "Прямой линии" президента с военнослужащими космодрома Плесецк 18 октября 2007 года: "Перевод на 12 месяцев службы по призыву означает …, что в "горячих точках" не будут служить уже молодые люди по призыву, там будут работать только профессионалы. Это тоже очень важный аспект военной реформы".

    Высказался на эту тему и президент Д.А. Медведев. 15 апреля 2009 года на заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека он согласился с тем, что "призывников на территории Южной Осетии и Абхазии быть не должно".

    Однако рассматриваемые законопроекты сохраняют для военнослужащих по призыву обязанность участвовать в боевых действиях в мирное время.

    Согласно части 4 статьи 29 законопроекта "О воинской обязанности..." "Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, считается исполняющим обязанности на военной службе в случаях, определенных Федеральным законом "О военной службе Российской Федерации".

    А пункт 1 части 3 статьи 33 этого законопроекта гласит: "Военнослужащий считается исполняющим обязанности на военной службе в случаях: 1) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов, операциях по поддержанию или восстановлению мира, выполнения задач в соответствии международными договорами Российской Федерации".

    Отметим, что согласно статье 8 закона "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности", "Военный персонал, направляемый … для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Указанные военнослужащие должны пройти предварительную специальную подготовку".

    Разумеется, если обещания трёх президентов будут отправлены в корзину, то и отменить это положение не составит труда.

    Массовые нарушения прав граждан при призыве на военную службу, особенно – при медицинском освидетельствовании, не в последнюю очередь связаны с изъянами действующего законодательства, в частности - законодательного регулирования деятельности призывных комиссий.

    Законы и подзаконные акты не позволяют чётко определить, кто должен нести ответственность за незаконный призыв. Казалось бы, насущная задача – заполнить в новом законодательстве этот пробел. Ничего подобного в предлагаемых законопроектах не сделано, более того, сделаны шаги в противоположном направлении.

    Сегодня НКО, защищающие права призывников и военнослужащих, активно обсуждают тот факт, что в большинстве регионов медицинское освидетельствование при призыве ведётся без лицензии на военно-врачебную экспертизу. Это – нарушение ст. 17 закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановления Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности".

    Теоретически в связи с этим почти все решения о призыве можно признать незаконными.

    Активность общественности привела к тому, что в некоторых регионах военкоматы получают или собираются получить необходимые лицензии. Самое время Министерству обороны предложить узаконить правила их получения. Вместо этого в законопроекте "О воинской обязанности..." появляется абзац 2 части 1 статьи 5:

    "Мероприятия по медицинскому освидетельствованию, проводимые призывной комиссией, а также контрольному медицинскому освидетельствованию, проводимые призывной комиссией субъекта Российской Федерации, лицензированию не подлежат". Создание коллизии законов авторов не смущает.

    При всех недостатках законодательства о призыве обращение к независимому от военного ведомства суду даёт возможность гражданам, осознающим свои права, отстаивать их в случаях незаконных решений призывных комиссий.

    Частью 7 статьи 28 и частью 4 статьи 29 ныне действующего закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрена возможность обжалования решений призывных комиссий, в том числе призывных комиссий субъектов федерации, в суд, причём их решения приостанавливаются до вступления в законную силу решения суда.

    Из законопроекта "О воинской обязанности …" (последних абзацев частей 1 и 2 статьи 24) исключены положения о приостановке решений призывных комиссий при их обжаловании в суд. Очевидно, такие изменения являются нарушением части 2 статьи 55 Конституции РФ. "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина".

    Практика показывает, что после отправки юноши в войска его почти невозможно вернуть обратно, несмотря на то, что доказана незаконность его призыва. Военные ссылаются на отсутствие в законе такой причины досрочного увольнения, как "незаконный призыв". Организации солдатских матерей, другие правозащитные организации, давно доказывают необходимость внесения в закон соответствующего положения.

    Однако в предложенном законопроекте это не сделано. В этих условиях отмена приостановки решений призывных комиссий оставит призывников полностью беззащитными перед произволом военкомов, как правило, диктующих свою волю формально гражданским призывным комиссиям, и поднимет на заоблачный уровень и без того беспрецедентную коррупцию, связанную с призывом.

    Возвращаясь к законодательному регулированию прохождения военной службы, обратим внимание на статью 26 законопроекта "О воинской обязанности...".

    "Общие положения о военной службе по призыву. Граждане проходят военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее – другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские (специальные) формирования) и Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны, федеральных органах обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы".

    Сравним её с частью 3 ст. 36. закона "О воинской обязанности и военной службе".

    "Военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных органах и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации. В другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по призыву граждане направляются в соответствии с указом Президента Российской Федерации после укомплектования воинских должностей, замещаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и органах, указанных в абзаце первом настоящего пункта".

    Сегодня служба по призыву может проходить и проходит во многих войсках и органах, помимо обозначенных в 1-м абзаце, что затрудняет контроль за соблюдением прав служащих в них "срочников". Однако в законе обозначено непервостепенное значение призыва в эти формирования. Согласно логике проводимых реформ следовало бы ограничить службу по призыву теми войсками, которые названы в 1-м абзаце, исключив пограничные органы, где с недавних пор служат только по контракту.

    Вместо этого более определённо узаконивается служба по призыву в десятке войск, органов и формирований. Обратим особое внимание на то, что не выполняется ещё одно обещание руководства страны – ликвидировать строительные воинские части.

    Такое намерение было озвучено в 2006 году тогдашним министром обороны С. Ивановым. Действительно, строительные части, подчинённые так называемым Управлениям начальника работ (УНР), расформируются, но они продолжают существовать в Спецстрое, ведущем масштабное строительство жилых домов и других гражданских объектов.

    Их существование противоречит запрету на принудительный труд, содержащемуся в части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации и подписанных ею международных документах.

    Не поэтому ли Спецстрой реформировался, переименовывался и переподчинялся около 20 раз? Сегодня его деятельность регулируется Указом Президента Российской Федерации "Вопросы Федерального агентства специального строительства" от 31.08.2005г. N 1019 с последующими изменениями.

    Однако при всех изменениях (последнее - в октябре 2008 года) неизменными остаются пункты 18 и 19 утверждённого этим указом Положения об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральном агентстве специального строительства.

    "18. Комплектование воинских формирований военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    19. Выделение призывных ресурсов для воинских формирований осуществляется в соответствии с указом Президента Российской Федерации о призыве граждан Российской Федерации на военную службу".

    Значит стройбат, сегодня глубоко запрятанный в подзаконном акте, будет открыто узаконен. Отметим вдобавок, что в законопроекте не указано, при каких именно федеральных органах можно иметь стройбат.

    В законопроектах также остаются двусмысленные формулировки, узаконивающие возможность использования труда военнослужащих по призыву в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы.

    В последние годы жесткое насилие или подлог (подделка подписей на контрактах), сделали сотни и тысячи юношей контрактниками поневоле.

    Эти контрактники остаются столь же бесправными, как и "срочники", положенные им выплаты присваиваются вышестоящими в официальной или неофициальной иерархии вымогателями.

    "Контрактная служба" фактически превращается в призыв на три года вместо одного.

    Авторы законопроектов не сочли нужным исправить те законодательные положения, которые на практике приводят к подобной профанации контрактной службы.

    Здесь в первую очередь имеется в виду абзац 3 части 1 статьи 34 закона "О воинской обязанности и военной службе".

    Многие правозащитники–практики и независимые эксперты сошлись во мнении, что необходимо отменить это положение, позволяющее заключать контракт находящимся в воинских частях военнослужащим по призыву, прослужившим полгода.

    При сформировавшихся в армии обычаях и порядках, при реально существующем состоянии военной юстиции нереально надеяться на иные средства остановить злоупотребления.

    Между тем в законопроекте "О военной службе РФ" (часть 1 статьи 30) не только не предлагается никаких положений, которые могли бы остановить эти злоупотребления, но и сокращается до трёх месяцев срок службы по призыву, после которого можно заключать контракт.

    Выпускников ВУЗов можно записывать в контрактники хоть в первый день службы.

    Впечатляет и размах милитаристского бюрократизма. Целые страницы посвящены обязанностям всех и вся – органов власти и самоуправления, работодателей, работников ЖКХ - отслеживать каждый шаг гражданина мужского пола призывного возраста и сообщать о нём в военкоматы. Положение этого гражданина приближено к положению условно осуждённого.

    И сколько же бюджетных средств на это тратится?

    Это – далеко не полный перечень сохранённых и приумноженных пороков в проектах основных законов РФ о военной службе.

    Эти проекты бессмысленно править.

    Должна быть полностью изменена концепция, давно подвергаемая критике, в том числе и со стороны представителей власти, подразумевающая сохранение изжившего себя принципа массовой армии.

    В её формировании и управлении ею основной упор делается на государственном принуждении, в результате чего создаются условия для ничем не сдерживаемого насилия над солдатом в армии, где он бесправен, а ценность его жизни близка к нулю.

    Это на практике приводит к использованию насилия в корыстных целях и к возрастанию коррупции до таких масштабов, при которых бессмысленно говорить о боеспособности воинских частей.

    Для выработки законов, соответствующих реальным потребностям обеспечения обороноспособности страны, правовой защиты призывников и военнослужащих, необходимо привлечение к законотворческой работе, на равных правах с военными, экспертов гражданских ведомств, юристов, представителей НКО.

    В противном случае придётся констатировать отказ от многолетних широковещательных заявлений власти о реформировании, модернизации Вооруженных сил, придании им нового облика.

    Людмила Вахнина,
    член Совета Правозащитного центра "Мемориал"

    Последний раз редактировалось Михаил Александрович; 20.10.2009 в 15:47.

  2. #2
    Подполковник

    Регистрация
    22.07.2009
    Адрес
    какой-то
    Возраст
    31
    Сообщений
    1,540
    Поблагодарить
    121
    Поблагодарили 257 раз(а) в 217 сообщениях

    По умолчанию Re: "Эти проекты бессмысленно править"

    Ну, в общем, ЧТД. Тут в соседней теме недавно обсуждалось, как хорошо, что по новым законам призыв заканчивается 1 июля и школьникам дадут возможность поступить. Ну да - а вот о чём эти законы на самом деле.

    А история с сокращением весеннего призыва вообще смешная - мне она напомнила тот анекдот, где человек жалуется, что у него квартира маленькая, а ему советуют туда сначала взять кроликов, потом корову, потом ещё всякой живности, а когда уже терпеть совсем невозможно - советуют всех их выселить, после чего следует фраза: "Видишь, как теперь просторно сразу стало." До 2008 призыв был до конца июня, и школьники без проблем поступали в ВУЗы. Потом призыв увеличили на 15 дней, теперь снова сократили, и нам это предлагается рассматривать как положительное нововведение. :)

  3. #3
    Старший сержант
    Регистрация
    01.07.2010
    Адрес
    я везде и нигде
    Сообщений
    183
    Поблагодарить
    1,882
    Поблагодарили 1,825 раз(а) в 554 сообщениях
    Записей в дневнике
    3

    По умолчанию Re: "Эти проекты бессмысленно править"

    иногда мне кажется, что нашим вышестоящем деньги девать некуда...те же самые приказы, которые тут же практически, опровергаются-распечать надобно, ручка что бы подписать(утрирую чуть)
    с 18 июня 2010 г. в/ч 88612 г.Коломна
    с 28 ноября 2010 в/ч 04436 г. Гюмри ГСАДн
    дождалась!!!

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •  

Как получить военный билет? Как получить белый билет?
Косить от армии или купить военник? - ответы на вопросы уже есть, читайте на форуме.

Рейтинг@Mail.ru