К Уполномоченному по правам человека обратился гражданин Аркадий Алексеевич Чаплыгин, обеспокоенный судьбой призывников, которых доставляют в военкоматы с помощью милиции. В результате этого обращения завязалась любопытная переписка с военным комиссаром Санкт-Петербурга И.А. Бескровным. Приводим ее здесь полностью, т.к. дискуссия ведется на серьезном профессиональном уровне и может быть многим небезынтересна.




Заявление Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге от Чаплыгина А.А.:

«22 июля 2008 года информационные агентства «РБК» в 14 часов 23 минуты и «Регнум» в 15 часов 12 минут сообщили о произошедшем в течение весеннего 2008 года призыва граждан на военную службу массовом нарушении прав человека в Санкт-Петербурге предположительно сотрудниками милиции. По сообщению агентства «РБК» (текст информационною сообщения прилагается): «В течение 4 месяцев было задержано и доставлено в военные комиссариаты 5 тыс. 123 гражданина, не явившихся согласно полученным повесткам. Из них 209 отправлены на военную службу». Агентство «Регнум» со ссылкой на начальника отдела призыва военного комиссариата Санкт-Петербурга Рефата Анназова сообщает (текст информационного сообщения прилагается): «За призыв было разыскано и доставлено в военкомат 5 123 человека, из которых на службу отправлено 209 человек».

Таким образом, из указанных сообщений следует, что неустановленные лица производили доставление граждан призывного возраста в помещения военных комиссариатов.

Розыск граждан, вручение повесток которым невозможно и граждан, которые не являются по повесткам военного комиссариата, производится в порядке, предусмотренном Инструкцией об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами РФ воинской обязанности, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 366. МВД РФ № 789. ФМС РФ № 197 от 10 сентября 2007 года (далее по тексту - Инструкция от 10 сентября 2007 года). Доставление призывника как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, находящемся в производстве военного комиссара, предусмотрена пп. «л» п. 4 Инструкции от 10 сентября 2007 года. Согласно указанной Инструкции, военный комиссар составляет протокол об административном правонарушении при наличии в действиях призывника признаков административного правонарушения, отнесённого к подведомственности военного комиссара. При невозможности составления протокола об административном правонарушении (например, по причине отсутствия призывника - лица, привлекаемого к административной ответственности) военный комиссар направляет в соответствующий горрайорган внутренних дел письменное обращение о доставлении гражданина в служебное помещение органа внутренних дел или помещение органа местного самоуправления сельского поселения. Инструкция от 10 сентября 2007 гола: а) не позволяет военному комиссару требовать доставления граждан в помещение военного комиссариата, б) не наделяет - сотрудников милиции полномочиями по доставлению граждан в помещение военного комиссариата. Согласно пп. «н» п. 4 Инструкции от 10 сентября 2007 года, военный комиссар по каждом) факту доставления гражданина обязан прибыть в помещение органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения для составления протокола об административных правонарушениях. Обратные действия - доставление призывника в военкомат - Инструкцией не предусмотрены.

Порядок доставления граждан определяется ст. 27.2. КоАП РФ. Указанная норма ограничивает круг помещений, в которые допускается доставление, помещениями органов внутренних дел и органов местного самоуправления сельского поселения. Куда-либо ещё, в том числе в помещение военного комиссариата, граждане доставляться не могут.

Таким образом, доставление гражданина в военный комиссариат, совершённое ДОЛЖНОСТНЫМИ лицами военного комиссариата или милиции, незаконно. Такие действия должны быть квалифицированы как превышение должностных полномочий, то есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан. Лица, допустившие такие действия, должны понести ответственность, предусмотренную ст. 286 УК РФ.




На основании изложенного прошу:


Прокурора Санкт-Петербурга и Военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона - осуществить проверку информации, представленной указанными выше информационными агентствами, и в случае её подтверждения внести в адрес соответствующих должностных лиц представления об устранении нарушений закона и предостережения о недопустимости нарушений закона;

Начальников Следственного управления по Санкт-Петербургу Следственного комитета при Прокуратуре РФ и Военно-следственного отдела Военной прокуратуры Санкт-Петербургского гарнизона - возбудить уголовные дела по факту незаконного доставления граждан в военные комиссариаты;

Губернатора Санкт-Петербурга - обеспечить надлежащее выполнение обязанностей по организации розыскных мероприятий военными комиссариатами Санкт-Петербурга;

Министра обороны РФ, Министра внутренних дел РФ, Начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба ВС РФ, Командующего войсками Лен ВО, начальника организационно-мобилизационного управления штаба ЛенВО, военного комиссара Санкт-Петербурга, начальника ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - а) установить и привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших незаконные доставления граждан в помещения военных комиссариатов, б) довести до сведения военных комиссаров районов Санкт-Петербурга и начальников РУВД Санкт-Петербурга установленный порядок -розыска лиц призывного возраста, определённый Инструкцией об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами РФ воинской обязанности, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 366, МВД РФ № 789, ФМС РФ № 197 от 10 сентября 2007 года;

Уполномоченного по правам человека в РФ и Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге - в пределах своей компетенции принять меры к защите прав граждан призывного возраста, проживающих в Санкт-Петербурге».



Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге поддержал заявителя в его мнении о недопустимости «доставки» призывников в военкоматы посредством милиции. Был направлен запрос с просьбой предоставить список граждан, доставленных в военкоматы, указать основания их доставки, установочные данные должностных лиц, осуществлявших эти мероприятия. Такие данные необходимы, чтобы разобраться в ситуации. В установленный законом срок от военного комиссара был получен ответ. Судите сами:

«На Ваш исходящий докладываю, что было проведено разбирательство по фактам изложенным в заявлении гражданина Чаплыгина А.А.

В ходе разбирательства установлено.

Военные комиссариаты районов Санкт-Петербурга в решении вопроса обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности руководствовались требованиями пункта 2 статьи 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее Закон), инструкцией (далее Инструкция) об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденной совместным приказом Министра обороны РФ №366, Министром внутренних дел РФ №789, Директором Федеральной миграционной службы «177 от 10 сентября 2007 года (зарегистрирован в Минюсте России 12.10.2007 года за №10315).

В соответствии с требованиями Закона и Инструкции с началом призыва граждан на военную службу (с 1 апреля 2008 года) военные комиссариаты направили в отделы милиции районов персональные письменные обращения с ходатайством обеспечить исполнение гражданами воинскую обязанность.

На основании пункта 3 статьи 4 Закона и Инструкции отделы милиции, органы организовывали взаимодействие с военными комиссариатами районов и осуществляли розыск граждан уклоняющихся от исполнения воинской обязанности.

В период призыва сотрудники отделов милиции задержали 5123 граждан, которые передавались сотрудникам военных комиссариатов, присутствующих при розыске и направлялись на призывные пункты административных районов.

На призывных пунктах военные комиссары районов проводили с доставленными гражданами разъяснительную работу, вручали им повестки с указанием срока прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

В результате разъяснительных работ из общего количества задержанных, в ходе проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу 4,0% граждан были призваны на военную службу, 90,7% были освобождены от призыва на военную службу либо им предоставлена отсрочка от призыва на военную службу. Из общего количества граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности на 9,3% граждан на основании статьи 21.5 Кодекса об административных нарушениях наложен административный штраф.

В ходе и по состоянию на 29 августа 2008 года в военные комиссариаты Санкт-Петербурга и районов жалоб, обращений и заявлений от призывников и их родственников о нарушении прав призывника, в части задержания по основаниям уклонения от исполнения воинской обязанности не поступали. Из прокуратуры Санкт-Петербурга, районных прокуратур, военных прокуратур Ленинградского военного округа и Санкт-Петербургского гарнизона "Определения о нарушении прав граждан по исполнению воинской обязанности", не направлялись.

Вывод:

- Военные комиссариаты Санкт-Петербурга и районов города вопросы организации обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности решали в соответствии с требованиями Федерального Закона и Инструкции.

Вопросы строгого выполнения требований "Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел, территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности" будут рассмотрены в ходе инструкторских методических занятий с членами призывных комиссий, осуществляющих призыв граждан на внутригородских территориях Санкт-Петербурга, начальниками 2-х отделений военных комиссариатов районов, сотрудниками военных комиссариатов районов в конце сентября 2008 года, в ходе подготовки к призыву граждан на военную Санкт-Петербурга в октябре-декабре 2008 года».




Конечно, такой ответ не мог удовлетворить. Даже если в действиях военкоматов и милиции не было никаких нарушений, это не отменяет необходимость отвечать на официальные запросы по существу. Омбудсмен вновь направил запрос И.А. Бескровному. «Указанный ответ содержит анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с розыском граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, и некоторую статистическую информацию. Однако, ответ на вопросы поставленные в нашем обращении, получен не был. Я вынужден был повторно направить запрос», - комментирует Игорь Михайлов.

14.01.2009