Тема продолжается...

Одна из главных задач Минобороны в 2014 году – увеличение числа военнослужащих-контрактников. Об этом на днях заявил министр обороны Сергей Шойгу. Сколько человек конкретно надо будет набрать на профессиональные должности в армию и на флот, он не озвучил. Зато подробно рассказал, каких показателей войска добились на этом направлении в минувшем году: «На службу принято более 81 тысячи контрактников на должности рядовых (матросов) и сержантов (старшин). План набора выполнен на 127%. При этом общая численность указанной категории военнослужащих составила 225 тысяч человек».

Между тем, если вспомнить, в апреле 2013 года Минобороны планировало численность прослойки контрактников довести до 240 тыс. человек. Таким образом, план по набору профессионалов в войска перевыполнен, но общие показатели, мягко говоря, не дотягивают до ранее обозначенных параметров. А все потому, что, подписав первый контракт, многие профессионалы в минувшем году не стали его продлевать или просто уволились преждевременно. Об этой проблеме в Минобороны говорят неохотно. Но она есть, и ее необходимо решать. Поскольку никто пока не отменял Указа президента Владимира Путина от 7 мая 2012 года № 604, в котором глава государства потребовал ежегодно набирать в армию не менее 50 тыс. профессионалов и довести к концу 2016 года численность контрактников в армии и на флоте до 425 тыс. человек.

Выполнение указа буксует. Ведь за оставшееся до окончания этого срока время ежегодно на профессиональную службу уже придется набирать не по 50 тыс. человек, как требует глава государства, а как минимум по 70 тыс.

И то при условии, что большого оттока профессионалов из войск не будет. То есть все набранные на профессиональную военную службу в ближайшие годы солдаты и сержанты захотят подписать и второй, и третий контракты.

В Минобороны, видимо, понимают: чтобы выполнить президентский указ, необходимо поднять привлекательность службы по контракту. Одно из направлений здесь – привлечение к контрактной службе призывников.

Сообщается, что в ближайшее время правительство РФ готовится рассмотреть подготовленный Министерством обороны законопроект, в котором предусматривается, что граждане призывного возраста перед началом своей службы в армии смогут сами выбирать, каким образом и сколько времени служить в войсках. То есть один год, как положено по закону в качестве призывника-срочника, или два года, подписав соответствующий контракт в качестве профессионала. Для этого вносятся изменения в статьи 38 и 51 Закона «О воинской обязанности и военной службе». Кроме всего прочего эти поправки в закон устанавливают порядок направления на службу по призыву военнослужащих рядового и сержантского состава, которые подлежат досрочному увольнению со службы по контракту и ранее не проходившие службу по призыву. Другими словами, в законодательство предлагается внести норму, при которой если призывник стал сразу контрактником, но, не отслужив два года, захотел уволиться, то дослуживать установленный срок в два года он уже будет в качестве призывника.

Сейчас первый контракт на военную службу заключается сроком на три года. Это могут делать люди, отслужившие в армии, а также военнослужащие, прослужившие не менее полугода. Теперь же Минобороны предлагает это делать и молодым людям, не имеющим опыта военной службы. При этом одновременно уменьшая для них срок такой службы до двух лет. В военном ведомстве подчеркивают, что такие нововведения необходимы для повышения привлекательности службы по контракту. Другой стимул генералы видят в том, что эти поправки послужат повышению уровня социальной защищенности военнослужащих-контрактников в результате снижения на один год срока прохождения службы по контракту, необходимого для включения их в накопительно-ипотечную систему (НИС) жилищного обеспечения военнослужащих (военную ипотеку).

Как известно, действующей редакцией статьи 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» предусмотрено, что контрактник может стать участником НИС, только заключив второй контракт о прохождении военной службы. Таким образом, если призывник, подписавший контракт на два года, захочет его продолжить, то он гипотетически уже имеет перспективы и обзавестись в армии жильем. Это, конечно, будет определенным стимулом для продолжения молодым человеком своей военной карьеры. Тем более что Минобороны сейчас инициировало и другой законопроект, по которому участником НИС мужчина может стать сразу, подписав первый контракт о прохождении военной службы. (Документ размещен на правительственном портале законодательных инициатив. Идет его общественное обсуждение.)

Пока неизвестно, как к данным инициативам отнесутся Минфин и другие ведомства. Есть вероятность, что при обсуждении законопроектов возникнут проблемы, в том числе и связанные с материальным фактором. Какие это проблемы?

Во-первых, уменьшение срока службы по первому контракту, как и возможность вступления в НИС сразу при его заключении, так или иначе потребует дополнительных расходов на выполнение условий военной ипотеки, а значит, определенного увеличения военного бюджета. Как известно, правительство к этому относится весьма болезненно.

Во-вторых, в настоящий момент, как сообщает военное ведомство, при отборе контрактников существует конкурс. Из 130 тыс. желающих стать профессионалами в 2013 году был отобран лишь каждый второй. И таким конкурсным отбором занимаются созданные в 2012 году в 66 субъектах Федерации специальные пункты отбора на военную службу по контракту. Общее количество задействованных в них опытных кадровых военных составляет более 1 тыс. офицеров и сержантов. Призывную же кампанию организуют военкоматы. И именно они, если законопроект Минобороны будет поддержан, должны будут удовлетворить желание призывника – вместо службы по призыву служить по контракту. А чем же будут заниматься созданные пункты отбора контрактников? При такой системе, когда призывник сам решает, стать ли ему контрактником, они не нужны. Зачем же эти пункты отбора создавали?

В-третьих, возникает, судя по всему, самый главный вопрос: а будут ли подходить по своим моральным и боевым качествам поголовно набранные (а не специально отобранные) в военкоматах контрактники-призывники для войск? Есть вероятность, что при такой системе набора на военную службу качество профессиональной прослойки в армии лишь ухудшится.
http://www.ng.ru/armies/2014-01-21/1_professional.html