Если бы не Google и «Яндекс», вы были бы беднее на $150
Один раз «погуглил» - добавил в экономику 15 рублей
Средний американец в год «нагугливает» $112, немец – $70, француз – $76, бразилец – $164, а индиец – $150. Такие оценки экономического эффекта поиска в интернете приведены в докладе McKinsey Global Institute «Влияние интернет-технологий: поиск».

На руки таких денег никто не получает. Тогда откуда берутся эти цифры? Подробно методы их вычисления описаны в докладе, но в целом подход прост – если частное лицо или компания ищет товар, то вместо утомительных походов по магазинам и сравнения характеристик, человек набирает пару слов в поисковике и просматривает результаты. Сэкономленное время учитывается, исходя из стоимости рабочего часа (месячная зарплата, деленная на количество рабочих часов в месяц).

Итак, пользователи могут лучше и быстрее сравнивать товары и цены на них, узнавать о их недостатках, а значит – экономить деньги. Компании могут достучаться до нужного потребителя (особенно это важно для мелких или нишевых производителей), благодаря чему они продают товар, который никогда бы не продали, если каждый «юзер» не мог бы их найти в «Яндексе». Ну а специалисты по интернет-поиску на всем этом зарабатывают как посредники. В итоге экономическая стоимость интернет-поиска оказывается довольно значительной, и в обследованных странах составляет около 1% ВВП (см. диаграмму).


ИСТОЧНИК: MCKINSEY GLOBAL INSTITUTE

В McKinsey оговариваются: они считали только выгоды от поиска, но не считали убытки. Ведь «нагуглить» можно и «пиратский» фильм, и частную SMS-переписку. Предсказать итоговый результат для экономики непросто. По крайней мере, в близкой сфере – рассылке спама – далеко не все очевидно с вердиктом: полезен спам или вреден.

Как мы упомянули, ежегодный экономический эффект от поиска для бедного индийца составляет $150, что намного больше, чем для гораздо более богатого француза ($76). Объяснение простое – в странах с плохо развитой экономикой основные выгоды получают частные лица, а не компании, что хорошо видно на следующей диаграмме.


Примечание: Сумма может отличаться от 100% из-за ошибок округления.
ИСТОЧНИК: MCKINSEY GLOBAL INSTITUTE

Авторы доклада не произвели расчетов для России, тем не менее они постоянно подчеркивают, что российский интернет схож с индийским и бразильским (в рамках довольно грубых оценок, произведенных в докладе, конечно). Поэтому думаем, что не сильно ошибемся, если предположим, что каждый российский интернет-пользователь получает примерно тот же экономический эффект от поиска, что и средний бразилец или индиец – около $150. За год на Земле совершается около 1,6 трлн поисковых запросов, которые приносят мировой экономике $780 млрд. Это значит, что одно «гугление» добавляет в экономику около 15 рублей.
http://slon.ru/blogs/starcorr/post/609199/