Перейти к содержанию

Все о дедовщине.


Антошкин

Рекомендуемые сообщения

Дедовщи́на (аналог в ВМФ — годковщина) — традиционно сложившаяся в армиях практически всех стран мира система взаимоотношений между военнослужащими низшего армейского звена (солдатами, ефрейторами, сержантами), основанная на их ранжировании, «сортировке» по признаку срока службы. Выражается в четких указаниях новичкам старослужащими что и как делать, нередко связана с дискриминацией, одна из разновидностей неуставных взаимоотношений. В большей или меньшей степени свойственна всем солдатским коллективам, включая элитные войска.

Относительно причин возникновения такого явления, как дедовщина, единого, общепризнанного мнения не существует. В качестве ведущих факторов выдвигаются как социально-экономические, так и биологические, исторические, культурные факторы. (Подробнее см. раздел Причины возникновения и устойчивого существования явления).

 

(Дискриминация военнослужащих по национальному, расовому, этническому и религиозному признаку является проявлением не дедовщины, а так называемого землячества. Ведущий, определяющий фактор дедовщины - различие в сроках службы).

Правовая квалификация

Проявления дедовщины описываются термином «неуставные взаимоотношения». Неуставные взаимоотношения включают в себя весь спектр отношений между военнослужащими, которые не описаны в общевойсковых уставах (в том числе отношения начальник-подчинённый, подчинённый-начальник). «Дедовщина» в узком значении охватывает только те нарушения уставов, которые связаны с взаимоотношениями между военнослужащими старшего и младшего призыва.

 

Кроме того, современная наука уголовного и административного права различает преступления, совершенные в рамках так называемых «дедовщины» и «казарменного хулиганства»[3]. Отличительным признаком является субъективная сторона правонарушения. В первом случае умысел правонарушителя направлен на утверждение своего статуса как старослужащего, принуждение молодого солдата к выполнению хозяйственных работ, совершению определенных ритуалов, связанных с «традициями дедовщины» и т. п. Во втором случае противоправные действия правонарушителя мотивированы личными неприязненными отношениями, межнациональной, межэтнической, религиозной неприязнью, имущественными взаимоотношениями, внезапно возникшими неприязненными отношениями и т. п. (комментарий уголовного кодекса к статьям, предусматривающим ответственность за преступления против личности, чести и достоинства; Ведомости Верховного Суда СССР, Верховного Суда Российской Федерации (судебная практика)).

 

Таким образом, нарушения в рамках «дедовщины» уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, не состоящими в отношениях подчинённости, можно квалифицировать как посягательства военнослужащих более старшего призыва на права, честь, достоинство и личную неприкосновенность военнослужащих младшего призыва.[4]

 

Один из ключевых негативных факторов существования «дедовщины» как явления состоит в том, что данная армейская субкультура серьёзно подрывает авторитет армии среди молодёжи призывного возраста и является одной из основных причин уклонения от военной службы.

 

Похожее явление, правда, выраженное не столь ярко, как в армии, также наблюдается в некоторых школах, интернатах и других образовательных и социальных учреждениях. Жертвами обычно становятся физически более слабые, неуверенные в себе или просто младшие по возрасту. Для системы высшего образования дедовщина не характерна, не зафиксировано ни одного факта явлений, хоть в чем-то напоминающих дедовщину в гражданских высших учебных заведениях

 

Нарушения уставных взаимоотношений по степени общественной опасности делятся на:

 

дисциплинарные проступки;

уголовные преступления.

К последней категории относятся нарушения, с объективной стороны подпадающие под диспозицию действующих статей Уголовного Кодекса (нанесение побоев, истязания, действия, грубо оскорбляющие человеческое достоинство, грабеж и др.). Ответственность наступает в общеуголовном порядке. Действия военнослужащего, допустившего неуставные отношения, которые не подпадают под понятие преступления, следует расценивать как дисциплинарный проступок (нарушение порядка заступления на смену в наряд, принуждение к выполнению хозяйственно-бытовых работ (если не связано с физическим насилием), принуждение к выполнению неуставных ритуалов (так же без физического насилия) и т. п.). В данном случае ответственность наступает в соответствии с требованиями Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил.

 

Социализация мальчиков всегда осуществляется не только по вертикали, но и по горизонтали, через принадлежность к группе сверстников. В этих группах часто формируются неформальные правила и обычаи, следование которым настолько важно для молодых людей, что они в первую очередь руководствуются ими, а не писаными законами и уставами.

 

Это явление описано ещё в Итонском колледже XVI—XVIII вв., где власть соучеников была еще более жестокой и капризной, чем учительская власть. Школьное сообщество было разновозрастным. Возраст, когда мальчиков отправляли в школу, колебался от 8—9 до 16—17 лет. Неравенство в силе, возрасте и стаже пребывания в школе создавало жёсткую «вертикаль власти».

 

Пётр Алексеевич Кропоткин описывал нравы, которые царили в середине XIX века в самом привилегированном военно-учебном заведении Российской империи — Пажеском корпусе. Старшие воспитанники, камер-пажи, «собирали ночью новичков в одну комнату и гоняли их в ночных сорочках по кругу, как лошадей в цирке. Одни камер-пажи стояли в круге, другие — вне его и гуттаперчевыми хлыстами беспощадно стегали мальчиков».

 

В начале XX века в Николаевском кавалерийском училище младшие именовались «зверями», старшие — «корнетами», а второгодники — «майорами».

 

Марков А.Л. «Кадеты и юнкера»:

 

Приёмы этого младенческого «цука» поражали своим разнообразием и оригинальностью и были, очевидно, выработаны целыми поколениями предшественников. Суровые «майоры» первого класса заставляли новичков в наказание и просто так «жрать мух», делали на коротко остриженных головенках «виргуля» и «смазку», и просто заушали по всякому случаю и даже без оного.

«Цук» был откровенным издевательством старших над младшими: от младших требовали не полагающегося юнкерам старших классов отдания чести; заставляли делать приседания, выть на луну; им давались оскорбительные прозвища; их многократно будили ночью и т. д. Офицеры-воспитатели военно-учебных заведений не только знали об издевательствах, многие из них были уверены, что «подтяжка дает младшему классу дисциплину и муштровку, а старшему — практику пользования властью».

Следует отметить, что участие в подобных обычаях было относительно добровольным: когда вчерашний кадет, гимназист или студент попадал в стены училища, старшие прежде всего спрашивали его, как он желает жить — «по славной ли училищной традиции или по законному уставу?». Изъявивший желание жить «по уставу» избавлялся от «цука», зато «своим» его не считали, называли «красным» и относились к нему с презрением. К «красному» с особой дотошностью придирались командиры низшего звена — взводные юнкера и вахмистры, а главное — по окончании училища его не принимал в свою офицерскую среду ни один гвардейский полк. Поэтому подавляющее большинство юнкеров предпочитало жить по «традиции», издержки которой списывались на товарищескую спайку.

 

Первый случай, связанный с неуставными отношениями в Красной Армии, был зафиксирован в 1919 году. Трое старослужащих 1-го полка 30-ой дивизии забили до смерти своего сослуживца — красноармейца Куприянова, уроженца Балаковского уезда Саратовской области 1901 года рождения по причине того, что молодой боец отказался за «дедов» выполнить их работу. По законам военного времени виновные в смерти солдата были расстреляны.

 

По одной из версий, появление дедовщины в армии было обусловлено сокращением срока службы в 1967 году с трёх лет до двух. По времени это совпало с первой волной дефицита призывников. Было установлено, что пятимиллионная Советская армия может недобрать по численности целую треть — сказались демографические последствия Великой Отечественной войны. Вопрос обсудили на заседании Политбюро, и решение было найдено. В армию стали призывать людей с уголовным прошлым, что ранее было совершенно исключено. Идеологически это выглядело как исправление оступившихся сограждан. Однако на деле всё происходит иначе: внутренняя жизнь армии изменяется в худшую сторону. Вместе с уголовным элементом в казармы приходят уголовные порядки, в солдатскую речь проникает воровской жаргон. Копируя тюремные порядки, бывшие уголовники вводят ритуальные унижения и издевательства.

 

Кроме того, по другим данным, при уменьшении срока службы с трёх до двух лет в течение известного времени в одном и том же войсковом подразделении находились и те, кто дослуживал третий год, и вновь поступившие, которые должны были служить на один год меньше. Последнее обстоятельство злило тех, кто уже отслужил два года, но до своего срока оставалось ещё служить. Военнослужащие третьего года службы и вымещали свою злобу на новобранцах.

 

Однако, есть основания сомневаться в этой версии. По словам кандидата социологических наук А. Ю. Солнышкова уже в 1964 году появились первые и самые продуктивные работы советских учёных[11], занимавшихся вопросами дедовщины. Кроме того, по его словам, за сорок лет исследования феномена дедовщины отечественным ученым не удалось существенно продвинуться по сравнению с продуктивными работами А. Д. Глоточкина и его учеников[12], проведёнными в нач. 60-х гг.

 

По другой версии, в конце 60-х годов некоторые командиры частей начали широко использовать солдатский труд для извлечения личной материальной выгоды[13]. Неуставная хозяйственная деятельность воинских частей потребовала организации системы неуставных взаимоотношений, при которой старослужащие выполняли роль надсмотрщиков над выполнявшими работы солдатами первого года службы[13]. Подобные отношения требовали беспрекословного подчинения молодых солдат любым указаниям старослужащего, чтобы сломать и превратить в рабов призывников подвергали прессингу и насилию. Таким образом, по данной версии[13], дедовщина возникла, как метод управления неуставной хозяйственной деятельностью воинских частей. Со временем в ряде воинских частей офицеры стали использовать дедовщину, как метод управления, поскольку сами заниматься обучением молодых, а также воспитательной работой не хотели[13].

 

Также, к концу 60-х годов в Вооруженных Силах уже не осталось того количества командиров-фронтовиков, которыми были полны Вооружённые Силы по окончании Великой Отечественной войны, и которые из личного опыта знали, что здоровая моральная обстановка во вверенном им подразделении — залог их собственной жизни. Летом 1982 года в советские войска поступил секретный приказ № 0100 о борьбе с неуставными отношениями.

 

Широкую известность во времена перестройки получило «дело Сакалаускаса», молодого солдата из Литвы, расстрелявшего в феврале 1987 года на подъезде к Ленинграду караул из 7 человек-старослужащих.

 

Александр Гольц, военный обозреватель «Ежедневного журнала» констатирует: Высшему военному руководству страны удалось отстоять идею сохранения массовой мобилизационной армии советского образца. Эта модель в принципе исключает сколько-нибудь серьезную ответственность командиров за жизнь и здоровье подчиненных, низводит солдата срочной службы до положения раба.[14]

 

Основная масса получивших огласку случаев дедовщины в Российской армии связана с использованием труда молодых солдат для получения личной выгоды командным составом воинских частей. Дедовщина возникла в 60-ые годы XX века в Советской армии, как метод управления неуставной хозяйственной деятельностью воинских частей[13] и продолжает развиваться в настоящее время, приобретая различные формы, широко известные по крепостничеству XVIII-XIX века, но дико выглядящие в XXI веке.

 

Генеральный прокурор Российской Федерации Владимир Устинов, выступая на коллегии генеральной прокуратуры отметил: Складывается впечатление, что «продажа» солдат — это древнейшая священная традиция, искоренить которую можно только вместе со всем российским офицерским корпусом[15].

 

Самарская обл. В августе 2002 старший лейтенант Р. Комарницкий требовал от рядовых Цветкова и Легонькова убыть из расположения части домой в Самару и заработать деньги деятельностью, не связанной с армейской службой. Они должны были ежемесячно выплачивать офицеру 4 тыс. рублей. Солдаты отказались, но требования повторялись, сопровождаясь прессингом и избиениями со стороны старослужащих.[16]

 

Октябрь 2003, Самара, гвардейский мотострелковый полк постоянной готовности. Военнослужащие, работавшие в ООО «Картон-Пак», пояснили, что боевой подготовкой во время «приработков» они не занимались. В результате за весь период службы они так и не приобрели необходимых боевых навыков. Рядовой Е. Гольцов, к примеру, рассказал, что только один раз стрелял из личного оружия.[16]

 

Волгоградская область. 10 октября 2003 рядом с воинской частью № 12670 ЖДВ правозащитники из организации «Материнское право» сделали видеозапись. Были засняты десятки солдат, которых развозили на работу: на прополку 32 человека, 10 чел. на «Ротор» (волгоградский футбольный клуб). Подъезжали 3 или 4 иномарки с предпринимателями, микроавтобусы, увозившие солдат. Есть сведения о том, что из части в один из дней было вывезено около 200 солдат. Последовали проверки. Из Москвы приезжал первый заместитель командующего Федеральной службой ЖДВ генерал Гуров. Прошла прокурорская проверка. Командир в/ч и его зам были привлечены к дисциплинарной ответственности. Однако к октябрю 2004 года незаконные работы продолжались. Правда, нарушители стали несколько осторожнее, организовали «левые» работы — сколачивание тарных ящиков — на территории части.[17]

 

Ставропольский край. С февраля 2004 года на мебельном предприятии в селе Надежда (пригород Ставрополя) трудились трое военнослужащих. Никто из них не получал денежного и прочего довольствия, которое уходило в чей-то бездонный карман. Ущерб государству лишь от таких «списаний», по выводам следствия, составил 120 тысяч рублей. [18]

 

Огромный резонанс получил случай, произошедший в канун Нового 2006 года в батальоне обеспечения Челябинского танкового училища, где рядового Андрея Сычёва и ещё семерых солдат избивали около трёх часов[19] сослуживцы, которые таким образом «отмечали» праздники. Сычёв, обратившийся к военным врачам, необходимой медицинской помощи вовремя не получил. Лишь к концу праздников из-за резкого ухудшения здоровья молодого человека перевели в городскую больницу, где врачи диагностировали у него многочисленные переломы и гангрену нижних конечностей (что привело к их дальнейшей ампутации), ушибы половых органов (их тоже ампутировали [20],[21]). Информацию о случившемся пытались скрыть[источник не указан 311 дней]. Врачам дали указание сохранить в тайне историю болезни Сычёва[источник не указан 311 дней]. В течение года волна прокурорских проверок и публикаций, связанных с вопросами дедовщины, сошла на нет.

 

Дедовщина заключается в наличии неофициальных иерархических отношений, параллельных основным формальным, не исключая случая, когда офицеры не только знают о дедовщине, но и пользуются ею для поддержания «порядка».[22]

 

Следует отметить, что в официальных заявлениях некоторые высокопоставленные военные говорят о болезнях общества, которые перенесены на армейскую почву. Например, такое заявление было высказано в телеинтервью адмиралом Вячеславом Алексеевичем Поповым, бывшим командующим Северным флотом, ныне — членом Совета Федерации, членом Комитета по обороне и безопасности.

 

Объективные исследования говорят, что дедовщина является продуктом неуставной экономической деятельности в вооруженных силах[13]. При этом дедовщина является вспомогательным инструментом в руках начальствующего состава, который может большую часть своих обязанностей по поддержанию порядка переложить на лидеров неформальной иерархии [22], взамен предлагая им некие блага (внеочередные увольнения, снисходительное отношение к проступкам, уменьшение физической нагрузки и другие).

 

Зачастую неформальные отношения сопровождаются унижением человеческого достоинства и физическим насилием (рукоприкладством). Непосредственными жертвами явления становятся члены коллектива, имеющие по тем или иным причинам низкий статус в неофициальной иерархии (статус может определяться стажем, физическими, психофизиологическими особенностями, национальной принадлежностью и тому подобное). Основой статуса является физическая сила и умение настоять на своём, конфликтоустойчивость .

 

Проявления дедовщины могут быть очень разными. В мягких формах она не связана с угрозой жизни и здоровью или серьёзным унижением достоинства: новобранцы выполняют хозработы за старослужащих и, время от времени, их бытовые поручения. В своём крайнем выражении дедовщина доходит до группового садизма. Неуставные отношения в Российской армии заключаются в принуждении новобранцев полностью обслуживать «дедов» (например, стирать их бельё), отбирании денег, вещей и продуктов питания. «Старослужащие» подвергают «молодых» систематическим издевательствам и даже пыткам, жестоко избивают, нередко нанося тяжкие телесные повреждения. В последнее время очень часто распространено вымогательство денег, для зачисления их на счёт сотового телефона. Новобранцев заставляют звонить домой и просить у родителей пополнить счёт «деда» или купить ему карточку пополнения счёта, которая потом пойдет на все тот же счёт. Срочная служба в ВС РФ зачастую не сильно отличается от «зоны»[15]. Дедовщина является основной причиной регулярных побегов солдат срочной службы из частей и самоубийств среди них. Кроме того, с дедовщиной связана значительная часть насильственных преступлений в армии: в одних случаях это выявленные и доведённые до суда преступления «дедов», в других — ответные действия новобранцев («дело Сакалаускаса»). Известны случаи, когда новобранцы, заступившие в караул с боевым оружием, расстреливали своих сослуживцев, которые перед этим над ними издевались, в частности случай, который лег в основу фильма «Караул».

 

Неуставные отношения в среде офицерстваИерархические связи, не предусмотренные Уставом, существуют не только среди военнослужащих срочной службы (солдат, сержантов, матросов и старшин). В определённой мере это явление имеет место быть также среди лиц младшего и старшего офицерского состава.

 

Проявления подобных неуставных взаимоотношений среди офицеров значительно отличаются от дедовщины (годковщины), и, как правило, непосредственно не связаны с физическим насилием (хотя и не исключают его).

 

Обычно смысл неуставных отношений среди офицеров заключается в негласном предоставлении «старослужащим» более комфортных условий несения службы, что отражается, например, в распределении регулярных воинских заданий (нарядов), более качественном обслуживании в офицерской столовой (кают-компании) и т.п.

 

Отдельного упоминания заслуживают некоторые флотские традиции, которых придерживались на ряде боевых кораблей советского ВМФ, и которые также идут в разрез с требованиями и нормами Устава:

 

Не употребление воинского звания «лейтенант» в смысле «офицер»[23]

Явный отказ применять флотские аналоги воинских званий к офицерам, переведённым на корабли из состава флотских береговых частей или из сухопутных войск: например, обращение «товарищ майор» вместо положенного «товарищ капитан 3-го ранга».

 

Иерархические ступениЗначение терминов может варьироваться от традиций рода войск или воинской части, а также сроков службы.

 

Основные определения на армейском сленге для военнослужащих по сроку службы[24]:

 

«Запахи», «дрищи», «духи бесплотные», «карантины» — военнослужащие, которые проходят карантин до присяги.

«Духи», «слоны» (ВМФ), «салаги», «зелень/зелёные», «бобры», «салабоны», «гуси» (ЖДВ), «васьки», «отцы», «малыши», «ежи», «воробьи» (ВВ), «чеки» (ВВ), «чекисты» (ВВ), «щеглы», «ЧИЖи» (бэкроним от «человек, исполняющий желания») — военнослужащие, прослужившие до полугода.

«Слоны» (ВДВ и ВВ), «помоза», «шнурки», «гуси», «вороны» (ВВ), «караси» (ВМФ), «молодые», «салабоны», «моржи», «щеглы», «мамонты» — военнослужащие, прослужившие полгода.

«Черепа», «черпаки», «годки» (ВМФ), «борзые караси» (ВМФ), «фазаны», «котлы», «помазки» — военнослужащие, прослужившие один год.

 

Текст Приказа Министра Обороны СССР в газете «Красная Звезда». В традициях Неуставных Взаимотношений и Ритуалов, такие Очередные Приказы об Увольнении и Призыве — имели особо важную роль. Отсчёт всех иерархических ступеней и многие ритуалы были связаны именно с датами его публикации.«Деды», «дембеля» — военнослужащие, прослужившие полтора года. От устойчивого термина «дед» и происходит название явления.

«Дембеля», «квартиранты», «граждане» (ВВ) (считаются уже почти гражданскими): военнослужащие срочной службы, после выхода приказа об увольнении в запас.

На флоте (по крайней мере до 1990 года) иерархических ступеней было ровно 7:

 

до полугода — «дух» (по мнению «старших», cущество бесплотное, бесполое, ничего не понимающее, ничего не умеющее, ничего не знающее, годен только для грязной работы, зачастую беспомощен);

полгода — «карась» (пообтесавшийся в условиях реальной службы боец, твердо знает обычаи, традиции и свои обязанности, но из-за нерасторопности «духов» часто бывает бит);

1 год — «борзый карась» (службу знает крепко; ответственен за исполнение работ «карасями» и «духами»; физическому воздействию подвергается в исключительных случаях);

1 год 6 мес. — «полтора́шник» (первая ступень «неприкасаемых»; подвергается только моральному давлению со стороны старослужащих за недосмотр за нижестоящими; «полторашник» считается самым злым и беспощадным существом; на этой ступени очень отчетливо проявляются люди с низкими моральными устоями);

2 года — «подгодо́к» (наиболее либеральная ступень; уставшие от морального напряжения «полтора́шничества», особо не «заморачиваясь» служебными проблемами, просто отдыхают);

2 года 6 мес. — «годо́к», или, как вариант, имевший хождение на ТОФе: «саракот» (видимо, поэтому на флоте «дедовщина» называется «годковщи́ной»; реально руководящая верховная каста старослужащих; к физическому насилию лично прибегают в исключительных случаях, в основном действуя через «полторашников»; в свою очередь, неформальное воздействие на коллектив офицерским составом осуществляется исключительно через «годко́в»);

3 года — «профсоюз», «гражданский» (это «звание» присваивалось после опубликования приказа Министра обороны об увольнении в запас; «годок» сразу после приказа Министра обороны неформально признавался уволенным в запас и снятым с довольствия, но поскольку «волею судеб» вынужден находиться в части, содержался якобы на средства флотского профсоюза; живёт в части или на корабле как гражданское лицо, носящее военную форму).

 

Перевод с более низкого иерархического уровня на более высокий осуществляется в ходе ритуала «перебивания», «перевода». Солдат, не пользовавшийся уважением своих сослуживцев или нарушавший принципы дедовщины, а равно и отказавшийся от «жизни по дедовщине» в течение трёх «золотых дней» после прибытия в воинскую часть (т. н. «уставной», «затянутый»), может остаться «неперебитым» — в этом случае он не имеет права на привилегии более высоких уровней неофициальной иерархии, а приравнивается к «духам» или «запахам». Это случается нечасто, в виде исключения.[25]

 

Переход на следующий уровень сопровождается причинением физической боли особым ритуальным способом: солдату, отслужившему год (ранее, когда срок службы составлял 2 года) наносятся удары ремнем (бляхой), табуретом или металлическим половником (черпаком) по ягодицам. Количество ударов обычно равняется количеству отслуженных месяцев. Перевод из «дедов» в «дембеля» носит символический характер, без применения физического воздействия: будущего дембеля «бьют» по заду ниткой сквозь слой матрасов и подушек, а за него «кричит от боли» специально выделенный «дух». За заслуженные к моменту «перевода» лычки (звание ефрейтора или сержанта) в некоторых частях полагаются дополнительные удары.

 

На флоте также существовало немалое количество обычаев и традиций, но стоит выделить лишь два основных, встречавшихся нередко на различных флотах.

 

При переводе из «карасей» в «полторашники» происходит т. н. «смывание чешуи». В зависимости от погодных условий и места действия с «карася» «смывают чешую», выбрасывая того за борт, окуная в прорубь, обливая из пожарного шланга и т. д., стараясь провести обряд перевода неожиданно для «посвящаемого».

«разрыв годка» — в момент появления первого печатного варианта приказа Министра обороны «Об увольнении в запас…» (например, в газете) на «годке» разрывается в мелкие клочки вся находящаяся на нём в данный момент военная форма включая носки и нижнее бельё. Ритуал также проводится неожиданно для «годка». После «разрыва» «годок» становится «Профсоюзом», то есть гражданским. В «разрыве» имеет право принять участие любой военнослужащий вплоть до «духа».

Как правило, «перевод» происходит в первую же ночь после выхода приказа Министра обороны «Об увольнении в запас…» (обычно — 27 сентября и 27 марта), но может и откладываться на несколько дней, так как командование любой части прекрасно осведомлено о процедурах «перевода» и зачастую в первые дни и ночи после выхода «Приказа…» особенно сурово следит за соблюдением Устава.

 

Распространение явления в зависимости от условий службыОбычно полагают, что наиболее злостные формы дедовщины характерны для «второсортных» частей и родов войск, в особенности для стройбата, но факты дедовщины нередко вскрываются в частях и соединениях, считающихся «элитными». Значительно меньше дедовщина распространена в войсках или подразделениях, солдаты которых имеют постоянный доступ к боевому личному оружию, (напр. Внутренние войска)[26]. Кроме того, дедовщина мало распространена в авиачастях. Дедовщина не получила широкого распространения в небольших, удалённых частях (для примера — части радиолокационной разведки ПВО). Следует отметить, что меньше всего проявлений дедовщины наблюдается в тех частях, где командиры частей не используют труд солдат для получения личной выгоды. Это явление никак напрямую не связано ни с родом войск, ни с видом войсковых частей.

 

Причины возникновения и устойчивого существования явленияСуществуют различные точки зрения на причины возникновения дедовщины.

Социально-экономическиеНекоторые исследователи считают, что экономической основой дедовщины является возможность получения материальной выгоды за счет использования труда «молодых» солдат на работах, не предусмотренных уставом и не связанных с хозяйственной деятельностью части[13].

Влияние уголовной культурыПо мнению некоторых экспертов, усиление дедовщины напрямую связано с практикой призыва в армию СССР заключённых из тюрем. В таком случае в довоенной РККА (а до этого в армии дореволюционной России) дедовщины не было, и она ведёт своё начало с 1942-43 гг. Именно тогда в действующую армию стали призывать заключённых, которые и внесли часть своей «зоновской» субкультуры в Советскую Армию. Существует также мнение, что «старт» дедовщине был дан в 1960-е годы, в момент сокращения срока службы в Советской Армии (с трёх до двух лет в сухопутных войсках и с четырёх до трёх в ВМФ), когда старослужащие, вынужденные дослуживать свои три или четыре года, начали вымещать зло на пришедших новобранцах, которым предстояло служить на год меньше. Окончательно дедовщина как явление приобрела свой настоящий вид в конце 80-х — начале 90-х годов и во время разрухи первых годов независимости постсоветских государств, когда беспорядок и запущенность армии достигли апогея.

ПравовыеВ воинских коллективах, которые формируются за счёт призывников, у командиров воинских частей имеется множество формальных, но неэффективных рычагов воздействия на рядовой и сержантский состав, проходящий службу по призыву. К таковым в частности относятся[27]:

 

выговор,

строгий выговор (в отношение срочника выговоры совершенно бесполезны, так как не имеют никаких последствий),

внеочередной наряд (в большинстве воинских частей существует хроническая нехватка живой силы, из-за чего военнослужащие заступают в наряды ежедневно в течение многих месяцев, иногда их даже ставят в наряды, в которые должны ходить прапорщики. В таких условиях ни о каком внеочередном наряде не может быть и речи, так как не существует самой «очереди» — командование просто как может затыкает людьми дыры в составе суточного наряда части),

лишение нагрудного знака отличника, (срочники награждаются такими знаками в исключительных случаях),

лишение очередного увольнения, (из-за нехватки в воинской части рабочих рук, военнослужащие срочной службы получают увольнение в исключительных случаях, 1 — 2 раза за всю службу, кроме того, в отдалённых гарнизонах и за границей увольнения просто исключены),

понижение в должности (военнослужащие срочной службы редко занимают ценные должности),

понижение в воинском звании на одну ступень (около 80 % военнослужащих срочной службы находятся в самом низшем воинском звании),

арест с содержанием на гауптвахте (это вид наказания неприменим к частям, находящимся в отдалённых районах, так как гауптвахта обычно находится в здании военной комендатуры, которая есть только в крупных городах и 3 дня везти туда и 3 дня везти обратно провинившегося чтобы он там 5 дней отсидел — не наказание, а поощрение, так как большую часть времени он будет в дороге, то есть вне надоевшей ему части).

Определяющие факторыВысказывается мнение, что появление дедовщины в той или иной форме является закономерным при наличии ряда провоцирующих факторов, среди которых можно отметить следующие:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Неактуально!Это давно уже пройденный этап

Моя история http://www.prizyvnik.info/forum/showthread.php?t=71822

...Так зачем же нам с тобой жениться слышишь зёма

Если девушка дешевле водки...

 

Ура товарищи! Я 5 лет на форуме! Круглая как говорится дата!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...