Перейти к содержанию
  • записей
    248
  • комментариев
    78
  • просмотров
    1 678

Начальник Полит. отдела


КАА564

1 524 просмотра

......В Н-скую дивизию, где командовал генерал Грызунов, прибыл по спец заданию Главного политуправления вежливый полковник по фамилии Двоеглазов.

......С первого дня, ничего толком не объяснив комдиву и даже отказавшись от банкета, пошел но казармам.

......Расспрашивал солдат, обращался с ними как отец, вошел в доверие, потому что каждого называл на ты и по имени. Особенно ласков он был с «дедами» и «дембелями». Обедал из солдатского котла, сыпал бородатыми байками, вел себя запанибрата и каждый вечер возвращался в приготовленную гостевую квартиру-люкс не с пустыми руками. Вместительный портфель раздувался от поклажи.

......Пил чай с бутербродами, затем усаживался за стол и принимался за труды свои. Записывал что-то в толстую тетрадь с грифом «для служебного пользования».

......Полторы недели продолжалась таинственная деятельность посланца высшего политоргана. Наконец работа закончилась, он вызвал к себе командира дивизии.

 

— Как вы думаете, товарищ генерал, что это у меня? — лукаво поинтересовался столичный гость, кивнув в сторону стола.

Грудами лежали на столе альбомы, и странно было видеть их в таком количестве.

— Наверно, дембельские, — ответил генерал и удивленно уставился на инспектора.

— А что в них, вы знаете?! — воскликнул Двоеглазов.

— Как не знать! — ответил Грызунов.— Я и сам отслужил срочную. Имею такой же. А у вас разве нет?..

 

......Едва ли найдется среди бывших солдат тот, у кого не остался на память дембельский альбом. Сотни тысяч, а может быть, миллионы их хранятся на полках и напоминают об армейской службе.

......Дембельский альбом готовят о первого года службы. Приобретают в магазине, обтягивают шинельным сукном (предпочтительно офицерским, парадным), прикрепляют на лицевую сторону сделанные из золотистой фольги или в виде чеканки эмблему рода войск, свою фотографию, годы службы, номер войсковой части.

http://clip2net.com/clip/m52379/thumb640/1326246223-10a5a-95kb.jpghttp://www.fotodelo.ru/pics/imgs02/04m_10.jpghttp://clip2net.com/clip/m52379/thumb640/1326246312-c1aa3-125kb.jpg

Листы альбома перекладывают калькой, на ней рисуют сцены из военной жизни — патетические, либо с юмором. Примеры можно посмотреть в моём дневнике в разделе "Дембельский альбом"

......На первый лист наклеивают повестку из военкомата, на последний — газетную вырезку с приказом министра обороны о демобилизации.

http://clip2net.com/clip/m52379/thumb640/1326246449-b143c-143kb.jpghttp://www.fotodelo.ru/pics/imgs02/01m_14.jpg

Непременный афоризм: «Дембель неизбежен, как крах капитализма». (Сейчас пишут: «Как крах коммунизма»). Альбом заполняют фотографиями, стихами. Поэзия самодельная, сентиментальная, со слезой. http://clip2net.com/clip/m52379/thumb640/1326246354-662fe-48kb.jpg

Много стихов о матери, девушке, женщине вообще. Из альбома в альбом кочуют строки: «Не грусти, моя мама, не надо, скоро кончится служба моя», «Меня ты, мама, воспитала, благословила жизнь мою», «И только здесь, вдали от дома, я понял, что такое мать» и так далее. Или, к примеру, такое лирическое произведение:

 

Незаметно весна за весной

Годы службы моей пролетели.

Возвращался с вокзала домой

В сапогах и солдатской шинели

 

Не узнал я свей город родной,

Тополя, что садил, повзрослели,

Я не знаю, что стало со мной —

Две слезинки скатились с шинели...

 

А сестренка, которой шесть лет,

Стук услышав, кричит из-за двери: —

Дома мамы и бабушки нет,

А чужим открывать не велели.

 

......Изготовление дембельских альбомов поставлено в армии на широкую ногу. В каждом полку служат фотографы, художники, поэты, чеканщики. Их ценят и никому не позволят обидеть, подкармливают, отдают свой компот и ходят за них в наряд, снабжают сигаретами и выпивкой. Обычно для умельцев находят потаенное месте в какой-нибудь каптерке, где оборудуют мастерскую. Дембельский альбом — главная ценность, которую увозят из армии.

 

— А вы знаете, товарищ генерал, что в этих альбомах? — повторил вопрос политинспектор.

— Фотки, — после небольшой паузы ответил комдив.

— Ага, фотки, — согласился Двоеглазов.— А вы можете мне объяснить, почему нет ни одной фотографии офицеров? Сплошь солдатские физиономии. Ваши солдаты командиров не уважают?!

Генерал молчал, инспектор смотрел на него, точно на подчиненного, затягивал паузу, наслаждался властью. Наконец продолжил.

— А вид! Морды наглые, воротнички расстегнуты, гимнастерки ушиты, шапки-ушанки «домиком»! Какая-то махновская банда. Позор! Вам позор, товарищ генерал!

http://clip2net.com/clip/m52379/thumb640/1326407210-19bae-223kb.jpg

http://clip2net.com/clip/m52379/thumb640/1326406456-ab6c5-11kb.jpghttp://clip2net.com/clip/m52379/thumb640/1326406386-e1194-13kb.jpg

— Это такой солдатский шик, — пробормотал Грызунов., — пацаны, чего с них взять.

— Шик?!.. А вы подумали, какое влияние этот шик окажет на подрастающее поколение? На призывников. Что они подумают о нашей армии?!

......Командир дивизии умолк. Он не видел в дембельских альбомах ничего плохого, да и не интересовался ими. Других забот хватало. Двоеглазов взял один из альбомов, раскрыл.

 

— Я вас кое с чем познакомлю. Может осознаете, что творится в вашей дивизии. Вот, поглядите.

http://clip2net.com/clip/m52379/thumb640/1326404656-d81f2-112kb.jpg

— Ну и что это за чёрные дни, я Вас спрашиваю? не унимался Двоеглазов.

— Смотрите дальше!

......На втором листе альбома была изображена ракета. В виде витой свечи. На каждом витке стоял месяц — всего 24, два года службы. Худенький солдатик в гимнастерке не по росту смотрел, задрав голову, на язычок пламени.

Генерал усмехнулся. Двоеглазов строго глянул на него, поджал губы, открыл последний лист.

......Перед сгоревшей свечой-ракетой, расставив ноги, стоял и презрительно глядел на расплавленную лепешку воска детина в увешанной значками гимнастерке. Это был тот же солдат, что и на первом рисунке, но уже не «дух», а «дембель».

— Понимаете, что это значит? — спросил Двоеглазов.

— Здорово нарисовано, со смыслом, — ответил генерал.

— Со смыслом? — позеленел полковник.— Два года сгорели? Даром пропали?.. Ну, хорошо! А вот вам солдатские шуточки. Послушайте: «Всякое безобразие, доведенное до единообразия — это есть воинский порядок».

— Нравится? Генерал молчал.

......Полковник не унимался: «Армия — это роща, где все — дубы, и все шуршат».

— Остроумно? Украшает наиглавнейшие войска? А вот вам еще пёрл: «Здесь могут нас назвать собакой, и наплевать на нашу честь, но мы в душе пошлем всех на ..й, и как всегда ответим: «Есть!».

— Продолжить?

— Хватит, — с усмешкой ответил генерал и глянул на часы.

— Нет уж, послушайте еще любителя математики. У вас в дивизии, товарищ генерал, — своя философия! У меня создается впечатление, завалена вся партийно-политическая работа. Вот, пожалуйста.

 

2 года — без дома.

24 месяца — без девушки.

104 недели — без паспорта.

730 дней — без друзей.

17520 часов — без водки.

1612000 минут — без свободы.

96720000 секунд — без матери.

 

— Ну, как?!

......Генерал Грызунов молчал.

— А теперь, товарищ командир дивизии, я покажу вам не просто антиармейщину, а кое-что похуже!

......С этими словами политработник достал из кармана записную книжку, протянул комдиву.

— Гляньте…

......Грызунов принялся листать страницы. Адреса, фамилии однополчан, стихи к матери, карикатуры, афоризмы — все, что попадает в альбомы. Владелец записной книжки превратил ее в карманный дембельский альбом. Комдив поднял голову:

— Ну и что?

— А вы в середке посмотрите...

......Генерал раскрыл посередине и обнаружил страницу, исписанную круглым женским почерком. Слова были ему незнакомы, и он стал читать их с напряжением, шевеля губами.

 

«Живый в помощи Вышнего, в крове Бога Небеснаго водворится. Не придет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему: яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путях твоих. На руках возьмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою: на аспида и василиска наступивши, а попереши льва и змия. Дай, Бог, тебе терпения, сынок!».

 

— Вот чем солдатские матери забивает голову личному составу! — гневно воскликнул Двоеглазов.

Грызунов опустил голову. Политполковник продолжил.

— Сегодня я убываю. Покажу этот псалом начальнику Главного политического управления. Он сделает выводы.

......Грызунов сидел мрачный, потускневший. Хотел было попросить полковника ничего не сообщать высокому начальству, но Двоеглазов опередил.

— Очень вам советую, товарищ Грызунов, собрать всю эту мерзость, отвезти куда подальше, полить бензином и спалить. Очень рекомендую!

...

......Минуло 20 лет. На платформа Белорусского вокзала, среди густой толпы садоводов-огородников, стоял с рюкзаком за спиной и тремя саженцами в руке отставной полковник Двоеглазов. Ждал электричку. И тут подошли два парня — в джинсах, майках с надписью, которая изобличала в них выходцев из Калифорнии, фирменных кроссовках. На голове каждого красовалась фуражка.

......На тулье было крупно намалевано белой краской: ДМБ-98, а по всему околышу пестрели имена, написанные шариковой ручкой: Ваня, Коля, Мишка и так далее. Дачники поглядывали на бывших солдат с любопытством, улыбались.

......Двоеглазов долго разглядывал дембелей, бурчал что-то, затем, не выдержал, ткнул пальцем в их головы: «А это что такое?!».

— Дембельская фуражка, — ответил один из мальчишек

0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

×
×
  • Создать...