Перейти к содержанию
  • записи
    82
  • комментариев
    76
  • просмотров
    168

Этология. Инстинкт войны. Из мировой паутины.


Молчаливая

989 просмотров

Инстинкт - эволюционная выработанная врожденная приспособительная форма поведения, свойственная каждому виду животных.

В человеке инстинкт не является таким безошибочным вожатым, как в животных, ибо человек, будучи существом мыслящим и свободным, может исказить собственные инстинкты, направить их в разные русла - верные или ошибочные. Этим объясняются, с одной стороны, акты героизма, - например, мученичество или риск собственной жизнью ради спасения чужой жизни, а с другой стороны, порочные поступки - отказ от детей, терроризм, обжорство, алкоголизм и т. д.

Самым сильным человеческим инстинктом представляется инстинкт самосохранения

человек может ставить перед собой цели независимо от инстинктов, а потому способен подавлять или сублимировать инстинкты, как уже было сказано. Он не может не ощущать инстинктивного стремления, однако в его власти подавить его, когда оно под влиянием воображения, эмоциональных комплексов или даже разумного расчета влечет его к беспорядку или злоупотреблению.

Каждая личность испытывает желание и потребность быть чем-то для кого-то. Человек получает представление о собственной значимости из суждений себе подобных. Другие стремления этого рода - мстительные побуждения, которые могут выродиться в злобу, и потребность в самоуважении и в самооценке.

В основе всех войн лежат самые примитивные инстинкты агрессии и разрушения, а вот все формально заявленные причины—расовые, экономические, религиозные, идеологические—всего лишь словесная шелуха, красивая обертка, призванная замаскировать приступы страха, агрессии и склонности к насилию и убийствам.

Если под войной мы понимаем агрессивные коллективные действия, то ответ однозначен—все животные воюют,— Но все же подавляющее большинство случаев—это нападение или отражение атаки между разными видами. Если же мы говорим о войне, как о коллективной агрессии против своего же вида, то, как правило, у животных стычка «со своими» происходит с соблюдением запретов на смертоносное оружие.

Более того, чем лучше природа вооружила животное, тем меньше оно себе позволяет «вольностей» с использованием зубов-когтей-яда против сородичей, тем надежнее работают биологические тормоза. Так, неядовитые ящерицы в схватке могут куснуть неприятеля за шею, зато снабженные «химическим оружием» змеи, к примеру гремучники, выясняя отношения, не смеют раскрыть пасть—мораль не позволяет применять яд к ближнему своему. Змеиные поединки бывают настолько корректны, что зоологи долгое время не могли отличить их от брачных танцев.

—Это легко объяснить, ведь многие звери—очень квалифицированные убийцы,— Если при каждом конфликте они будут использовать данное им от природы оружие, то они довольно быстро уничтожат свой вид.

Следуя этой логике, получается, что ядерное оружие является лучшей гарантией против войны, которая ограничится лишь «ритуальной схваткой»—политическими переговорами с множеством угроз и демонстрацией собственных преимуществ. Но не все так просто.

—Изобретя оружие, человек очутился в положении, когда он может быстро и без труда убить противника, а оставшимся слабым врожденным запретам его не остановить. Мы стали редкостным явлением в биосфере: вид, страшный и смертельно опасный для себя самого.

Отчего же «врожденный запрет» на убийство у человека слабее, чем у гепарда или какой-нибудь кобры? А все дело в том, что в своем натуральном виде Homo sapiens—очень слабо вооруженное животное. У человека нет ни ядовитых клыков, ни острых когтей, а вот ядерные бомбы, ракеты «Град» и тяжелые танки в программе сдерживающих инстинктов просто не предусмотрены. Следовательно, и тормозов на выражение агрессии человеку природой отпущено меньше.

ПРАВИЛА БОЯ

—В животном мире, в отличие от человеческого, нападение не всегда связано с агрессией и, следовательно, с войной. Если волк поймал зайца и собирается его съесть—агрессии у него к жертве столько же, сколько у нас к колбасе в магазине. Агрессия всегда состоит из двух компонентов—это злость и страх. Если убрать один из компонентов, драки скорее всего не будет.

На первом этапе противники, пугаясь сами, пытаются друг друга напугать своими формами, звуками, позой и, если понадобится, демонстрацией оружия. Например, мраморная лягушка, пугаясь, раздувается до невероятных размеров, надеясь впечатлить врага.

—И люди точно так же преувеличивают свои размеры, надувая грудь при встрече с соперником Особенно важно подчеркнуть свой ранг военным.

Как правило, во время стычки один из противников начинает пасовать. Его страх становится сильнее злости. «Я маленький, нестрашный, безоружный и полностью в твоей власти». Страх при виде этого жалкого зрелища покидает победителя, а вместе со страхом исчезает и агрессия.

НЕОБХОДИМАЯ ЖЕСТОКОСТЬ

случае же межвидовых войн между конкурентами никаких запретов нет, и животные дерутся до полного и окончательного уничтожения противника, занимающего одну экологическую нишу

Ближе всех к человеку по склонности к насилию находятся дельфины афалины, которых мы привыкли считать мирными, добродушными и одухотворенными существами. Однако, эти приветливые существа на деле являются безжалостными и хладнокровными убийцами, способными убивать просто так, ради забавы. Судя по всему, дельфины морских животных просто так, потому что им скучно. Как очень многие высокоразвитые животные, дельфины многое делают из любопытства.

ПРОФЕССИОНАЛЫ ЗВЕРСКИХ ВОЙН

У каждой войны есть официальная причина. По крайней мере, всегда есть повод к военным действиям. В животном мире, как и в человеческом, чаще всего началом конфликта служит нарушение чужой границы.

сама граница—не линия с пограничными столбами. Обязательно есть приграничная зона—своего рода буфер, нейтральная полоса, на которой соседи не охотятся во избежание конфликта.

—Как раз по этой причине в таких буферных зонах образовываются царства травоядных—для них это наиболее безопасная территория. Но рано или поздно голод заставляет стаю хищников отправиться на охоту на нейтральную полосу. И если, транспортируя добычу на свою территорию, хищники встретятся с соседней стаей, то конфликт станет неизбежным.

У некоторых видов животных есть даже профессиональные солдаты—например, у термитов .

—Человек унаследовал коллективной защиты от врага и прочих опасностей с помощью мужской части группы, соподчиненной между собой жесткой пирамидальной иерархией и способной принимать несколько форм построения, маневрировать и взаимодействовать,—рассказывает Виктор Дольник.— Так же как и остальные территориальные животные, человек менее уверенно себя чувствует на чужой территории—включается древний запрет «прав тот, кто защищает свою территорию». Видимо, поэтому невозможно выиграть партизанскую войну—партизаны точно у себя дома, армия же противника теряется в чужой стране. Именно пограничные войны ведутся у людей с большим соблюдением правил. Хотя и конфликтов на приграничных землях больше.

Человечество, как и все животные, воевало с самых первых дней своего появления на свет. Глава государства, как его древний пращур, может предупреждающе скалить зубы, а заместители в собственной стране, а иной раз и другие страны—принимать на всякий случай позы подчинения. Будут меняться победители, и в некоторых случаях победа достанется не кровью, а демонстрацией когтей. Беда в том, что люди изобретают против себе подобных такие когти, разрушительную силу которых однажды не смогут сдержать ни инстинкт, ни разум.

0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

×
×
  • Создать...